Урок 38 — Анатомия простого настоящего

Итак, в прошлом уроке мы начали с вами говорить о временах и о их полезности в разговорной речи.

Мы выяснили, что В НАСТОЯЩЕМ действие может быть простым (ДЕЙСТВИЕ ВООБЩЕ) и растянутым на процесс (ДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ).

Несмотря на то, что время Present Simple (которое используется для описания ДЕЙСТВИЯ ВООБЩЕ) является самым употребительным в английском языке, простым по мнению учеников оно не является — у него есть ряд трудностей с формой.

Могу сказать совершенно точно, что ошибки именно в Present Simple я исправляю чаще всего у студентов ВСЕХ уровней. Правила мы знаем, но формы скачут.

1 Что не так с простым настоящим

Для многих, Present Simple — это использование глагола в той форме, в которой он написан в словаре (так называемая V1). Но все, к сожалению, не так просто.

Итак, нам нужно построить предложение в настоящем времени — например, с глаголом SPEAK.

Если бы английский был русским, глагол бы согласовался с своим подлежащим по лицу:

Я говорЮ, Ты говоИШЬ, Он / Она говорИТ, Мы говорИМ, Вы говорИТЕ, Они говорЯТ.

Без этого изменения по лицам, фраза будет звучать как «Я говорить», «Ты говорить» и т.д. — сами понимаете — не звучит. Таким образом, у глагола меняется грамматика, с помощью которых он связывается со своим подлежащим.

Однако, английский язык — не русский, и сами формы слов у него, как правило, не меняются. Для связи слов он обычно использует вспомогательный (=грамматический) глагол. Например, в Present Continuous:

AM speaking — Я говоРЮ; He IS speaking — Он говорИТ; They ARE speaking — Они говорЯТ.

Однако, в Simple все не так. Каким-то образом, вспомогательный глагол НЕ ставится в утверждениях в формах Present Simple (и Past Simple).

I ___ speak. — Я говорЮ.

И так как у него вспомогательного глагола, глаголу приходится САМОМУ МЕНЯТЬСЯ, чтобы, например, перейти с настоящего в прошлое.

I ___ spoke. — Я говорИЛ.

То есть это не do, does, did вдруг внезапно выскакивают из ниоткуда в предложениях, где их совсем не надо. Согласно природе английской грамматики, и в формах Simple вспомогательные глаголы должны бы были присутствовать, как они присутствуют во всех остальных формах (I am speaking, I have spoken, I am spoken и т.д.)

Если бы они там были, форма Present Simple бы выглядела как I do speak, He does speak, а форма Past Simple — I did speak. И тогда глагольная система бы была четкой и структурированной: все глагольные формы бы состояли из двух глаголов — вспомогательного (=грамматического) + основного.

Да, он по-прежнему бы отличался от русского, потому что в русском мы форму меняем ВНУТРИ слова, а не пользуемся вспомогательными глаголами, но по крайней мере, в английской системе бы была четкая логика.

На данном этапе, формы Present и Past Simple сбивают нас с толку, потому что они отличаются от всех других глагольных форм. Но важно понять, что это ИМЕННО SIMPLE — исключение из правил английской грамматики, а не наоборот.

2 Вдруг откуда ни возьмись — окончание -S / -ES

Как мы выяснили в предыдущей части, у глагола, используемого в Present Simple нет грамматического глагола, и поэтому ему приходится МЕНЯТЬСЯ САМОМУ.

На наше счастье, у английского глагола не 6 личных окончаний (как в русском), а всего два. Изменяется только форма с местоимениями HE, SHE, IT.

Я говорЮ — I ____ speak___
Ты говорИШЬ — You ____ speak___
Он / Она говорИТ — He / She ____ speakS


Мы говорИМ — We ____ speak____
Вы говорИТЕ — You ____ speak____
Они говорЯТ — They ____ speak____

В этом грамматика английского намного легче русской — нам нужно запомнить всего одно окончание. Но сделать это трудно, и статистика показывает, что оно «встает» на место только на более поздних этапах изучения языка.

Я надеюсь, что теперь у вас, по крайней мере, есть понимание того, откуда это окончание вообще взялось. Я также рекомендую запоминать формы с He / She / It как устойчивые паттерны.

— Я говорю на 5 языках. — I ____ speak 5 languages.

— Он говорит на 5 языках. — He ____ speakS 5 languages.

— Я преподаю английский. — I ____ teach English.

— Она преподает немецкий. — She ____ teachES German.

— Я работаю без выходных. — I ____ work without weekends.

— Это работает. — It ____ workS.

3 Формы отрицаний

Когда мы хотим выразить отрицание в настоящем времени, структура приходит в норму — у нее появляется грамматический глагол. Он теперь начнет изменяться (именно к нему мы будем добавлять NOT и личные окончания), а основной глагол будет «отдыхать».

Я не говорЮ — I DON’T speak___
Ты не говорИШЬ — You DON’T speak___
Он / Она не говорИТ — He / She DOESN’T speak____ (окончание ушло на вспомогательный глагол, где ему и место)


Мы не говорИМ — We DON’T speak____
Вы не говорИТЕ — You DON’T speak____
Они не говорЯТ — They DON’T speak____

Тут тоже надо воспринимать эти формы как устойчивые фразы, чтобы не строить каждое предложение с чистого листа.

Я не хочу — I don’twant
Я не люблю — I don’tlike
Я не понимаю — I don’tunderstand
Я не верю — I don’tbelieve

АУДИОТРЕНИРОВКА НА DON’T

Он не хочет — He doesn’twant
Он не любит — He doesn’t like
Он не понимает — He doesn’t understand
Он не верит — Не doesn’tbelieve

АУДИОТРЕНИРОВКА НА DOESN’T

и так далее…

Старайтесь привязывать фразы именно к ЗНАЧЕНИЮ глагола. Какие фразы вы будете говорить чаще всего? Какие глаголы в вашей речи встречаются чаще всего? Отталкивайтесь от того, что вы скорее всего скажете, а не от схемы.

Например, фраза ‘I mean’ входит в ТОП-10 ВСЕГО английского по частоте использования в разговорной речи. Она запоминается как что-то устойчивое. А вот как часто мы говорим ‘I don’t mean’? Воспринимается ли это как что-то устойчивое? Мы чаще слышим ‘I didn’t mean …’ — I didn’t mean to hurt you. — Я не хотел тебя обидеть. Именно эта фраза и запомнится лучше.

А вот фразы типа ‘I don’t know’, ‘I don’t understand’, ‘I don’t like’ используются в речи все время и именно их нам нужно запомнить.

4 Формы вопросов

C вопросами тоже все в порядке — грамматический глагол здесь присутствует. И как во всех вопросах, он переносится вперед. (Подробнее в уроке 7 — Как задавать вопросы)

Do you want…? — Ты хочешь?
Do you like…? — Ты любишь?
Do you understand? — Ты понимаешь?
Do they understand? — Они понимают?
*(Вопросы с I и WE задаются крайне редко)

АУДИОТРЕНИРОВКА НА ‘DO YOU’

Does he understand? — Он понимает?
Does she understand? — Она понимает?
*(Окончание -S у грамматического глагола для форм HE, SHE, IT)

What do you want? — Чего ты хочешь?
What do you like? — Что ты любишь?

What does he want? — Чего он хочет?
What does she want? — Чего она хочет?

АУДИОТРЕНИРОВКА НА ‘DOES HE’

Does it work? — Это работает?
How does it work? — Как это работает?
*(Вопросов с IT тоже достаточно ограниченное количество — проверяйте сразу на всех новых глаголах, которые вы учите)

АУДИОТРЕНИРОВКА НА ‘DOES IT’

5 О чем это время

Как мы уже говорили, используется Present Simple достаточно часто:

— для констатации факта: I like dancing. I don’t speak German. She works a lot.

— для описания регулярных действий: We go shopping on Sundays. He goes running every morning.

— для выражения мнений, понимания и других ментальных процессов: I don’t understand. I don’t remember. He knows more than me. I don’t need it.

— для описания расписаний: We start at 7pm. What time does he finish? The conference opens tomorrow.

6 Важно: Упрощают ли его носители в разговорной речи

Мы прекрасно понимаем, что мало кто говорит полными развернутыми фразами. Во-первых, носители не акцентируют произношение грамматического глагола, и поэтому нам часто трудно его услышать.

Во-вторых, многие фразы укорачиваются в разговорной речи, потому что носителям форма понятна интуитивно.

Посмотрите эпизод из сериала Breaking Bad — Какие укороченные формы Present Simple вы слышите?

—————-

Согласно исследованиям последних лет, на усвоение формы Present Simple требуется достаточно длительное время — там слишком много трансформаций. Дайте себе время и наблюдайте, копите примеры, старайтесь запоминать фразы, которые вам точно пригодятся.

Таким образом, вы будете лучше готовы непосредственно к общению.

Все получится!

Leave a Reply