Урок 49 – Понимание на слух: Вспомогательные глаголы

Сегодня есть смысл поговорить о том, почему, несмотря на то, что мы знаем много слов и грамматики, нам трудно слышать и воспринимать английский на слух.

Существует распространенное мнение, что для понимания речи на иностранном языке нужно знать ее составные элементы: звуки, слова, структуры. Это не полная картинка.

Важно также знать, как организована речь: как произносятся фразы и предложенияна чем будут ставиться акценты и как мы выстраиваем свои сообщения. Если ожидать, что носители будут говорить отдельными “кубиками” (как слова написаны на бумаге) – поток речи воспринимается как “вата” или “журчание”, из которого очень сложно что-либо вычленить и понять.

Как выстраивается речевой поток

Носители языка используют слова и структуры для донесения смысла: чтобы сообщить что-то, поделиться информацией или эмоцией и т.д.

Таким образом, слова и структуры в речи начинают выстраиваться в определенной иерархии:

то, что важно для понимания сообщения – смысловые элементы (предметы, действия, качества и т.д.) – и то, что менее важно для понимания непосредственно информации – структурные элементы.

И те, и те важны, так как у всех есть в речи свои четкие, отвечающие потребностям коммуникации, функции. Однако в речи неизбежно происходит так, что смысловые элементы произносятся более четко, чем структурные, так как именно они доносят информацию.

Что мы чаще всего слышим

Слова, получающие самое сильное ударение:

  • глаголы – act, work, sing, dream
  • существительные – food, music, love, boyfriend
  • прилагательные – nice, terrible, tired
  • наречия – fast, quickly, absolutely, well
  • отрицательные формы и слова – doesn’t, can’t, no, nowhere
  • вопросительные слова – why, when, where, how often
  • указательные местоимения – this, that, these, those, here, there.

Если включить вам что-то трудное (читай: неадаптированное) на английском языке, вы начнете выхватывать из потока знакомые слова, которые вы слышите. И скорей всего это будут именно “значимые” (смысловые) слова.

Например:

She works at the bank. – Будут “выскакивать” WORKS и BANK, потому что глаголы и существительные получают самое сильное ударение – они самые важные.

You can’t do that! – Четко будет слышно CAN’T DO, так как отрицание всегда акцентируется – оно важно для смысла – и THAT – именно ЭТО же делать нельзя 🙂

Что трудно расслышать

Служебные слова, которые произносятся быстро и расслабленно:

  • вспомогательные глаголы – do, does, can, have, has, am, is, are, was, were etc.
  • местоимения – he, she, you, him, her etc.
  • артикли – a, an, the
  • прелоги – of, to, for, at, about, from, throughout
  • союзы – and, or, because, although

Структурные (читай: служебные) слова важны как цемент для склейки слов между собой: без них фраза разваливается, однако, когда они есть, их никто особо не замечает. Носители произносят из автоматически, не произнося их четко и не делая на них пауз – ведь структура у них целиком в голове. А мы не обращаем на них внимание, потому что просто не слышим.

Важно понимать, что когда на слове не ставится ударение в речи, оно может звучать очень отлично от своей письменной формы.

Предлог FOR редко звучит именно так, а чаще /fə/, что для нашего уха может быть просто /f/.

Глагол HAVE, будучи вспомогательным во времени Present Perfect, потеряет свое полное произношение /hæv/ и во многих случаях услышится как /əv/ (и тогда его можно перепутать с предлогом of, который также звучит /əv/ в быстрой речи).

Забавная получается история: многие проблемы с восприятием на слух происходят не от того, что мы знаем МАЛО СЛОВ, а просто от того, что даже те СЛОВА, КОТОРЫЕ МЫ ЗНАЕМ, звучат не так, как мы ожидаем.

Как слышатся формы глаголов

Когда мы с вами разбираем грамматику времен важно помнить, что глаголы в составе формы (вспомогательный + основной) будут произноситься с разной интенсивностью.

Present Simple – в вопросах

DO / DOES будут произноситься без акцента на гласную /də/ (еле слышный “э” без ударения).

Пример: Where does she live?

Пример: Where does it come from?

Обратите внимание, что отрицательные DON’T (произносится /doʊnt/) и DOESN’T слышно лучше, так как отрицание относится к смысловым элементам.

Пример: She doesn’t talk very much…

Времена Perfect

Формы вспомогательного глагола HAVE / HAS / HAD настолько расслабленно произносятся (там еще звук H, который намного легче в английском, чем в других языках), что формы времен Perfect чаще всего пишутся с апострофами: I’ve heard, she’s asked, we’d moved etc.

Особенно много проблем вызывает восприятие на слух вспомогательного глагола HAVE в прошедших формах модальных: MUST HAVE DONE, COULD HAVE DONE etc. Терять HAVE стало распространенной ошибкой и многие пишут и произносят их как MUST OF DONE или MUST’F DONE.

Пример: It must have been Tuesday. – По-моему / Должно быть, был вторник.

Времена Continuous

Все формы глагола BE в утверждениях и вопросах будут теряться и произноситься нечетко.

Пример: Hang on… What were you doing down there?

Вспомогательный глагол особенно плохо слышно в вопросах, где есть вопросительные слова – он попадает в тиски между сильным вопросительным словом и всегда ударным глаголом, и его сильно “сжимает” – он просто проскакивает в нашем восприятии.

Зависимость ударения от позиции

Важно знать, что ударение на словах не на сто процентов закреплено за типами слов, оно ПОЗИЦИОННОЕ. То есть служебные слова могут ставиться под ударение, если они важны для понимания смысла вашего высказывания в данном контексте.

Послушайте пример из “Гарри Поттера” еще раз. Обратите внимание, как Гарри делает акцент на слове YOU, хотя это местоимение, и они редко ударные. Но так как он интересуется именно тем YOU, с кем разговаривает, он делает на нем акцент и его хорошо слышно.

Также четко вспомогательные глаголы будут произноситься:

1) Когда ими заканчивается предложение и они делают отсылку на ранее названный глагол.

  • You don’t like ‘Harry Potter’ but I do /duː/.

2) В коротких ответах на Yes / No questions.

  • Do you like him? – Yes, I do/duː/.
  • Would you say he is /(ɪ)z/ lazy? – Yes, he certainly is /’ɪz/.

3) Во фразах-реакциях So do I / Neither do I.

4) В эмоциональных структурах (She DOES love him) и там, где говорящий будет ставить акцент в контексте.

————-

Знание особенностей звучащей речи – это первый шаг к развитию УСТОЙЧИВОГО навыка понимания английского на слух. Если вы будете знать, как слова произносятся во фразах, вы будете готовы к их быстрому звучанию, и сможете избавиться от “зависимости от написанного текста” и неправильных ожиданий.

Редукция (=ослабление) структурных элементов важна также и для вашего собственного произношения.

Если вы учились по письменным текстам, а не по “живым” примерам, есть опасность, что вы произносите все слова с более или менее одинаковой интенсивностью и делаете паузы не там, где нужно, не учитывая иерархию слов. Именно так и получается акцент. Дыхание речи не то.

Мы поговорим в будущих уроках о других факторах, которые влияют на восприятие английского на слух. Не забывайте, что это один из важнейших навыков для общения.

Если у вас с этим проблема, приходите к нам на вебинар “Как научиться понимать английский на слух”

Дарья Сторожилова
Дарья Сторожилова

Сертифицированный Cambridge преподаватель английского взрослым со стажем 20 лет. Автор курсов онлайн-школы Smart English Learning. Подробнее о курсах>> / Подпишитесь на бесплатные уроки в Телеграм >>

Статей: 87

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нравится наш курс? Подпишитесь на уведомления о новых уроках